Есть в Москве замечательный миссионер батюшка Олег Стеняев. Наряду с А.Л. Дворкиным и киевским профессором В.М. Чернышевым он сегодня, пожалуй, самый действенный обличитель сектантства. А вот в отношении украинства (частного случая ереси этнофилетизма) о. Олег неожиданно оказался «по ту сторону»... Священноначалие УПЦ (МП), «освящающее» войну с «агрессором», батюшка сравнил с со святым равноапостольным Николаем Японским.
...Есть в Москве замечательный миссионер батюшка Олег Стеняев. Наряду с А.Л. Дворкиным и киевским профессором В.М. Чернышевым он сегодня, пожалуй, самый действенный обличитель сектантства. А вот в отношении украинства (частного случая ереси этнофилетизма) о. Олег неожиданно оказался "по ту сторону"... Священноначалие УПЦ (МП), "освящающее" войну с "агрессором", батюшка сравнил с со святым равноапостольным Николаем Японским. Святитель, как мы знаем, в 1904 году благословил свою японскую паству на войну с Россией. По сути, о. Олег повторил "аргументацию", которую украинские "богословы" подвели под разрыв УПЦ с Московским патриархатом. Фонд стратегической культуры уже обращал внимание на несостоятельность подобной аналогии. Ведь русско-японская война 1904-1905 гг. была столкновением не просто разных стран и народов, но разных цивилизаций. Нынешняя же брань – междоусобная и братоубийственная. Таковой её с 2014 года признаёт и УПЦ (МП). Получается, что священноначалие УПЦ благословляет своих чад на братоубийственную войну. Причём благословляет лишь ту часть паствы, которая поддержала государственный переворот 2014 года. А вот православных Юга и Востока Украины, которые не признают законным установившийся киевский режим, а себя именуют не украинцами, а русскими, УПЦ (МП) защищаться от карателей не благословляет. И о. Олег Стеняев, по сути, оправдывает такой подход. Для него, правда, все жители Украины – не русские. "В Библии сказано, что Бог для каждого народа положил пределы обитания, и не надо говорить, что мы один народ, – повторяет русский православный миссионер мантры украинских русофобов. – Если мы две разных страны, то это уже не один народ. Страна налагает на каждого подданство, и он должен помнить о своей стране, как о некоей границе ответственности, которая очерчена рукой Бога. По воле Творца мы рождаемся в этом народе, в этой стране, в этой семье". Оставим в стороне упоминания о подданстве – понятии, вообще-то, относящемся к монархической форме правления, ненавистной украинским единомышленникам о. Олега. Куда более печалит другое – утверждение о том, что "этот народ" и "эта страна" созданы "по воле Творца". Не по Его попущению за грехи наши разорвана была на всяческие украины страна, призванная хранить православие до скончания века, а "по воле". Значит, те, кто пытаются восстановить эту страну без кавычек, – что кремлёвские правители, что донбасские ополченцы, что оставшиеся верными киевляне, – поступают против воли Творца? Обратим внимание на то, с какой готовностью сие "откровение" подхватила информобслуга Киевской митрополии УПЦ (МП), доведя до "логического" конца: "Протоиерей РПЦ Олег Стеняев отметил, что украинцы и россияне не являются одним народом, поскольку живут в разных государствах". Вершина этнологической и политологической мысли! Но, допустим, и для одного из образованнейших священников "украинцы" и русские – совершенно разные народы, а Украина – "страна, границы которой очерчены рукой Бога". Странно, но допустим. Однако очерчены ли Богом в таком случае границы новых образований – ДНР и ЛНР? В конце концов, нынешние границы Российской Федерации с Крымом в её составе? Конечно, если Бог очерчивает границы не в соответствии со Своим замыслом о народе, а в интересах политической верхушки (которая сегодня есть, а завтра исчезла), тогда понятна апология о. Олегом Стеняевым митрополита Онуфрия, которого "ругают", дескать, исключительно "невежественные люди": "Митрополит Киевский должен быть с Киевом. Митрополит Украинский – с украинской паствой. Он должен думать о них день и ночь, особенно о тех, кто в окружении оказался, кто ранен. Точно также глава Русской церкви должен думать о нашем народонаселении". То есть не с Вечной Истиной должен быть предстоятель, а с теми, кто у власти. В крайнем случае – с народонаселением. Причём только с той частью народонаселения, которая попадает в котлы благодаря военному "гению" своих предводителей, будь они хоть трижды антиправославными. Поведение священноначалия УПЦ (МП) напомнило мне историю из далёкого детства. Идя на тренировку по дзюдо через "чужой раён", я увидел, как пара моих ровесников во главе с "королём двора" издевалась над местным тютей. И хотя в секции учили, что мы ни в коем случае не должны демонстрировать боевое искусство на улице, тут я, наконец, дорвался. Однако пришлось положить не троих, а... четверых. Потому что тютя присоединился к своим обидчикам. Они-то "свои", а я – проходящий. Так и для УПЦ (МП), несмотря на десятилетия гонений, все эти Кравчуки, Ющенки, Порошенки и Зеленские – куда более свои, нежели далёкий московский патриарх. Однако для святителя Николая Японского Москва была ещё дальше. При этом ни от России, ни от Российской церкви он, в отличие от нынешних тють, не отрекался. Поэтому можно согласиться с о. Олегом в том, что "святитель создал прецедент, как грамотно с библейской святоотеческой точки зрения надо вести себя в подобной сложной ситуации". Но если уж современный миссионер рассматривает позицию святителя со святоотеческой точки зрения, значит, и его собственные воззрения подпадают под такой же разбор. И тогда его поддержка деятельности священноначалия УПЦ (МП), направленной на разрыв заповеданного единства, в определённом смысле – ересь. Ведь ересь – это не только учение, противоречащее вероучению Церкви (о том же единстве). Согласно "Пространному христианскому катехизису", ересь – это "когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине". И добавим: противные Божественному Промыслу о том или ином народе. Русско-японская война стала преддверием Первой мировой и запустила череду революций, погубивших последнее православное царство. В числе предавших царя оказались не только генералы, но и духовенство. А в числе выигравших от того – сепаратисты всех мастей. Война на Украине есть, по сути, первый акт третьей мировой. И сейчас, когда большая страна начинает, наконец, приходить в себя, хорошо бы и кому-то из духовенства лучше вспомнить уроки столетней давности.О пораженческой ереси
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться