Развёрнутая странами Запада санкционная война против России и Белоруссии достигла своего апогея. Эпопея с принятым в начале июня шестого пакета санкций ЕС и новым списком ограничений со стороны США продемонстрировала нелепость и лицемерие происходящего. Отложенное и урезанное нефтяное эмбарго, внесение в санкционные списки яхт российских бизнесменов, рестрикции в отношении десятков предприятий, которые и ранее были.
..Развёрнутая странами Запада санкционная война против России и Белоруссии достигла своего апогея. Эпопея с принятым в начале июня шестого пакета санкций ЕС и новым списком ограничений со стороны США продемонстрировала нелепость и лицемерие происходящего. Отложенное и урезанное нефтяное эмбарго, внесение в санкционные списки яхт российских бизнесменов, рестрикции в отношении десятков предприятий, которые и ранее были практически отрезаны от США и Евросоюза – все это и многое другое свидетельствует о провале попыток за счет давления на Москву и Минск добиться необходимых для Вашингтона и Брюсселя результатов. Вместе с тем это не означает, что перед Белоруссией, как и Россией, не стоит вопрос о противодействии западному давлению и минимизации ущерба, причиненного санкциями. Белоруссия живет под жёсткими санкциями с конца 2020 года. После начала специальной военной операции (СВО) России на Украине санкционный режим для Белоруссии стал жёстче, так как антироссийские санкции в той или иной форме начали распространяться на Белоруссию. К настоящему времени практически все сферы белорусской экономики находятся под западными ограничениями, в том числе нефтепереработка и производство калийных удобрений. Брюссель и Вашингтон закрыли Минску доступ к западному рынку капитала и инвестициям, отключили часть белорусских банков от системы международных расчетов SWIFT, ввели санкции против Национального банка Белоруссии и его международных резервов, а ряд международных финансово-кредитных структур перестали выполнять взятые на себя обязательства перед республикой. Кроме того, ЕС запретил белорусским и российским транспортным компаниям вести свою деятельность на территории Евросоюза. Все это вынудило Минск к ответным мерам, подтолкнув к углублению сотрудничества с Россией. Первые контрсанкции белорусские власти ввели в прошлом году, когда в республике была запрещена продажа автомобилей Skoda, химических продуктов Liqui Moly, косметической продукции Beiersdorf (бренды Nivea и пр.). Затем ответные меры Минска начали расширяться и в ряде случаев оказались более жёстким, чем у России. Так, помимо появления в Белоруссии своего списка недружественных государств, в отношении резидентов которых остановлены платежи, а выплаты по кредитам им будут производиться в белорусских рублях, Минск с апреля запретил въезд в республику европейских перевозчиков, за исключением транспортировки ряда гуманитарных грузов. Теперь им разрешено заезжать в Белоруссию только для перецепки грузов, которые далее должны транспортироваться белорусским или российским транспортом. В России на такой радикальный шаг пока не решились. Вместе с тем в Минске прекрасно понимают, что ограничительными мерами помочь своей экономике невозможно и возлагают большие надежды на Россию. При этом и в Москве считают необходимым противостоять санкционному давлению совместно. Подобное единство уже даёт результаты, которые несколько лет назад трудно было представить. В частности, на российские рубли перешли взаиморасчеты за энергоресурсы и выплаты по кредитам, выданным со стороны РФ. Москва предоставила Минску отсрочку по выплате более $1 млрд на год с лишним, а в июне стало известно, что до конца 2022 года Центробанк РФ запустит переводы в Белоруссию по номеру телефона через систему быстрых платежей. Стороны практически решили один из важнейших вопросов, связанных со свободным участием белорусских и российских компаний в государственных закупках, ускорили региональное сотрудничество и промышленную кооперацию. Получила Белоруссия и возможность использовать российскую транспортную инфраструктуру для экспорта калийных удобрений, нефтепродуктов и продовольствия. Как недавно отметил посол России в Белоруссии Борис Грызлов, последние действия Минска и Москвы уже привели к тому, что в Союзном государстве внутренний товарооборот начал постепенно покрывать экспортные потери в третьи страны. Белорусско-российское сотрудничество за короткий промежуток времени сделало решительный шаг вперед, о необходимости чего так долго говорилось. 3 июня Александр Лукашенко заявил: происходящее сегодня "говорит о том, что мы по-настоящему наконец-то востребованы в нашей родной, братской России". В то же время нынешний подъем в белорусско-российских отношениях не означает, что в Минске отказались от планов нормализации отношений со странами Запада и Украиной, которая даже не включена с список недружественных государств. Это связано с тем, что западные санкции и украинский кризис уже затронули около 20% экономики Белоруссии и косвенно распространились на остальную ее часть. При продолжении нынешней санкционной политики ЕС и США Белоруссия до конца года может недосчитаться $14 млрд, или около 30% экспорта. Поэтому белорусские власти, развивая союзнические отношения с Россией, все чаще стали делать сигналы Евросоюзу, приглашая его к диалогу. Здесь следует отметить одну особенность: Минск в попытках наладить отношения с Западом официально делает главный упор на неучастие республики в российской СВО, но практические шаги реализуются по вопросам, связанным с внутриполитической повесткой дня. Так, еще в конце марта из тюрьмы под домашний арест была отправлена глава оппозиционного Союза поляков Белоруссии Анжелика Борыс, освобождения которой долго добивались в Варшаве. Из-под стражи отпустили считающихся в ЕС политическими заключенными шесть фигурантов дела портала TUT.by, закрытого и объявленного в Белоруссии экстремистским. Минск полностью решил вопрос с нелегальными мигрантами, которые на протяжении второй половины прошлого года штурмовали с территории республики границы ЕС. Белоруссия даже ввела с 15 апреля безвизовый режим для граждан Литвы и Латвии, действующий до конца года. А наиболее серьёзные шаги были предприняты белорусским МИД и президентом Александром Лукашенко. В первом случае стоит вспомнить о письме белорусского министра иностранных дел Владимира Макея, направленного в апреле европейским дипломатам, в котором он приглашал Евросоюз к диалогу. В документе подчеркивалось: Белоруссия не участвует в боевых действиях на Украине и призывает отказаться от "обвинений и ярлыков, запальчивой риторики и односторонних ограничительных мер и пересмотреть парадигму, которая определит будущее отношений Белоруссии и ЕС". При этом констатировалось, что в отношениях Минска и Брюсселя наблюдается почти "ледниковый период", что не в интересах самого Евросоюза, а потому пора садиться за стол переговоров. Правда, на это письмо так и не последовало никакого ответа, так как в ЕС были уверены в своей позиции по отношению и к Белоруссии, и к России. Сегодня же ситуация начала меняться, чем в Минске и решили воспользоваться. 23 мая было опубликовано письмо Александра Лукашенко Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, где белорусский лидер довольно подробно остановился на проблеме глобальной безопасности, описал ситуацию с санкционным давлением, напомнил, что Белоруссия не является "агрессором", хотя "никогда не будет предателем" для России. Белорусский лидер также сделал ряд предложений по деэскалации украинского конфликта и созданию нового глобального переговорного процесса, который даст "ясные и прозрачные договоренности о правилах нового мирового порядка". Одним из основных посылов письма являлось сообщение об открытости Белоруссии к широкому взаимодействию со всеми государствами, интеграционными структурами и международными организациями. По сути, послание Лукашенко было адресовано не столько ООН, сколько Евросоюзу и США, и момент был выбран правильным: на Западе в мае озаботились вывозом с Украины более 20 млн тонн зерна, что сделать без участия России и Белоруссии практически невозможно. Неслучайно сегодня транзит зерна через белорусскую территорию в порты Прибалтики рассматривается как один из наиболее вероятных вариантов решения проблемы. На этом фоне в Минске уже заявили о своей готовности к обсуждению данного вопроса, но при условии нахождения компромиссов. Правда, учитывая, что в шестой пакет санкций ЕС попали "Беларуськалий", "Белорусская калийная компания", НПЗ "Нафтан" и еще несколько крупнейших белорусских предприятий и один банк, в Брюсселе пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре, а значит пока переговорного процесса ждать не приходится. В целом белорусские власти оказались в довольно интересной ситуации. С одной стороны, в условиях нарастающего конфликта Запада с Россией, в который все больше втягивается Белоруссия, у Минска не остается иного выбора, как идти на сближение с Москвой абсолютно во всех сферах взаимодействия. С другой – в белорусской столице стремятся сохранить значительную самостоятельность в принятии внешнеполитических решений и это демонстрируется западному миру, где перестали разделять Белоруссию и Россию в созданном для себя едином образе врага. В любом случае главным итогом санкционной кампании Запада для Белоруссии станет окончательное отрезвление от навязываемых стране "демократических ценностей либерального мира". Фото: volicol.netСанкционная война Запада против России и Белоруссии – Минск в поиске выхода
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться