Бюрократия тормозит решение экономических проблем как в России, так и в Белоруссии, заявил 28 ноября Александр Лукашенко, принимая делегацию Приморского края РФ во главе с губернатором Олегом Кожемяко. По словам белорусского лидера, «определённое торможение» из-за бюрократических препон на пути преодоления экономических трудностей «касается не Приморского края, а в целом нашего сотрудничества с Россией».
Снять...Бюрократия тормозит решение экономических проблем как в России, так и в Белоруссии, заявил 28 ноября Александр Лукашенко, принимая делегацию Приморского края РФ во главе с губернатором Олегом Кожемяко. По словам белорусского лидера, "определённое торможение" из-за бюрократических препон на пути преодоления экономических трудностей "касается не Приморского края, а в целом нашего сотрудничества с Россией". Снять бюрократические преграды Лукашенко пытается не первое десятилетие. Он традиционно делает ставку не на бюрократические механизмы, а на прямое общение с людьми, принимающими в России решения – президентом, премьер-министром, губернаторами. Не всё, конечно, проходит гладко… Импортозамещение – чувствительная тема для России, столкнувшейся с жёсткими западными санкциями. Лукашенко предлагает приравнять импорт из Белоруссии к российским товарам и услугам, замещать белорусским импортом на российском рынке тот спрос, который ранее удовлетворяли компании из ныне "недружественных стран". Формальное основание – Союзное государство России и Белоруссии. В этой парадигме есть два слабых места. Во-первых, договор о создании Союзного государства России и Белоруссии не выполнен даже наполовину, причём по важнейшим и принципиальным позициям (органы власти, союзная собственность, единая валюта и др.). Во-вторых, в самой Белоруссии импорт российских товаров и услуг не приравнен к белорусским. Об этом давно и много говорили российские производители сельхозтехники, экспортёры продовольствия, медикаментов и много другого. Даже если формально комбайны "Ростсельмаш" могут участвовать в белорусских тендерах, то продать не могут ни одной единицы. Условия тендеров и выделение бюджетных денег под закупку сельхозтехники выстроены так, чтобы у белорусского агрария не оставалось вариантов. Поэтому, когда Лукашенко озадачил Кожемяко вопросом о том, "в чем Белоруссия может подставить свое плечо", то речь шла о белорусском экспорте в Россию. Белорусским госпредприятиям крайне важен сбыт. Он был важен и до 24 февраля, что находило отражение практически во всех протоколах встреч Лукашенко с российскими губернаторами. Он был важен и до судьбоносного для Белоруссии августа 2020 года, после которого окончательно провалился "разворот на Запад", рухнула пресловутая многовекторность. Под жестоким давлением западных санкций выяснилось, что рассчитывать Минск может только на Россию. Важнейшим (хотя не единственным) форматом выстраивания отношений с ней являются прямые связи с российскими регионами. Поэтому в белорусской столице ждут делегации из России во главе с первыми лицами, тщательно готовят программы визитов. Нынешний визит губернатора Приморского края РФ свидетельствует о системной работе, которую Минск наладил с российскими регионами. Этот опыт переносился также на Украину и другие постсоветские республики, но в силу известных событий реализован не был. К сожалению, столь же системной работы с регионами других стран Россия не ведёт. Туризм под видом служебных поездок и подписание бумаг, которые никто не читает,– явления, к сожалению, обычные. При этом нельзя сказать, что белорусский опыт чем-то уникален; европейская интеграция выросла именно снизу. Приморский край, рассказал Кожемяко, успешно решает вопросы импортозамещения. При этом использован метод диверсификации поставок, о котором до 2020 года много говорили в Минске. Кожемяко отметил, что товарооборот Приморья с Белоруссией за три года увеличен в 3,5 раза и продолжает расти. В том числе за счёт импорта белорусских продуктов питания в восемь раз за 2019-2021 годы с прибавкой в 2022 году. По словам губернатора, Приморский край в этом году импортировал из Белоруссии более сотни единиц техники. В их числе 21 БелАЗ грузоподъемностью 130 тонн. Порты Владивостока переправили десятки контейнеров для сборочного производства китайских автомобилей в Белоруссии. Поставки через эти порты в Юго-Восточную Азию очень заинтересовали белорусские предприятия, находящиеся под санкциями. В этом уже Приморье готово подставлять плечо союзной Белоруссии. Кожемяко сообщил об интересе приморских предприятий к белорусской коммунальной технике, в том числе электробусам. Помимо импорта, есть и позитивный пример продвинутой интеграции. "У нас сейчас совместное производство начинает работать по производству трансформаторов. Здесь – Минский электротехнический завод, и наш – Уссурийский авторемонтный, – сообщил губернатор Приморья. – Строится площадка под выставочно-сервисный центр под реализацию белорусской продукции". В уходящем году Лукашенко посещал Приморье. Был он и в других российских регионах. Делегации из Белоруссии с чиновниками рангами ниже – тоже частые гости и не только в Москве. Поэтому как нельзя кстати прозвучала заявленная Кожемяко инициатива открыть прямой авиарейс между Минском и Владивостоком. Народная дипломатия не менее важна, чем визиты первых лиц. Зачастую именно она становится цементирующей связкой фундамента международных отношений, которые с успехом выдерживают не только внутренние недоразумения, но и жёсткую агрессию извне.Рассчитывать Минск может только на Россию
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться