На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЕАЭС и Армения – предварительные итоги

2 января 2015 года Армения стала полноправным членом Евразийского экономического Союза (ЕАЭС). Первые годы членства Армении в ЕАЭС  были удачными для экономики республики как с точки зрения внутренних тенденций, так и с учетом углубления интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Например, показатель роста экономической активности в стране в 2017 году составил 7,7% (для сравнения: в последний раз экономический рост страны на уровне.

..

2 января 2015 года Армения стала полноправным членом Евразийского экономического Союза (ЕАЭС). Первые годы членства Армении в ЕАЭС  были удачными для экономики республики как с точки зрения внутренних тенденций, так и с учетом углубления интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Например, показатель роста экономической активности в стране в 2017 году составил 7,7% (для сравнения: в последний раз экономический рост страны на уровне около 7% был зафиксирован в далеком 2012 году). Это произошло за счет роста промышленного производства (на 12,6%), торговли (14%), услуг (14,4%), а также восстановления сферы строительства (2,2%). При этом Армения обеспечила рекордный объем экспорта – 2 242,9 млн. долл. США (рост на 25,2% по сравнению с 2016 годом). Повышению уровня конкурентоспособности страны способствовали:  подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин; упрощение в ЕАЭС всех процедур – от получения лицензий на экспорт до таможенного оформления; снижение цен на российский газ, что дало возможность правительству Армении понизить внутреннюю цену на газ для тепличных хозяйств и предприятий перерабатывающей промышленности на треть. В итоге себестоимость армянской сельскохозяйственной продукции снизилась на 10%. При вступлении в ЕАЭС Армения получила временные преференции по ввозным пошлинам на такие товары, как автомобили, цветные камни, текстиль и другие; с 1 января 2020 года норматив отчисления ввозных пошлин в бюджет Армении установлен на уровне 1,22% – в размере, почти вдвое превышающем долю Армении в ВВП Союза (0,7%). ВВП Армении по паритету покупательной способности в результате вступления в Союз увеличился почти в 1,5 раза – с 29 млрд. долларов в 2014 году до 42,1 млрд. долл. в 2019 году. Уже на первоначальном этапе членства в Союзе Армения получила новые возможности для приобретения сырья и ресурсов без оплаты экспортных пошлин и тарифов. Положительную роль сыграли взаимное признание документов, выдаваемых государственными органами стран ЕАЭС, начало реализации принципов свободного движения товаров, услуг, капитала и людей. Сейчас можно говорить и о потенциале традиционных, но частично забытых армянских производственных традиций – в первую очередь, это лёгкая промышленность (трикотаж, производство обуви). Главным же преимуществом от вступления Армении в ЕАЭС стали не тарифные преференции, а единые правила нетарифного регулирования общего рынка, что гарантирует Армении долгосрочный недискриминационный доступ на объемный рынок ЕАЭС. В составе Союза Армения стала участником соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ). Определённую выгоду несёт для республики Армения и заключение меморандумов о взаимопонимании между Евразийской Экономической Комиссией и правительствами третьих стран. В частности, немаловажным направлением деятельности Армении в рамках членства в ЕАЭС является взаимодействие в рамках Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли Союза с Исламской Республикой Иран от 17 мая 2018 года. Армения является единственной страной ЕАЭС, которая имеет сухопутную границу с Ираном, и армянские экономисты подчёркивают перспективность сотрудничества с Ираном в таких сферах, как транспорт и энергетика. В сотрудничество с Ираном в конце 2017 года создана свободная экономическая зона (СЭЗ) "Мегри" для организации на ее площадке совместного производства ряда товаров. Важную роль в развитии экономики республики сыграли предоставленные Евразийским банком развития (ЕАБР) льготные инвестиционные кредиты. Всего в инвестиционном портфеле ЕАБР по состоянию на начало октября 2021 года находилось 16 армянских проектов на общую сумму 262,5 млн. долл. США, ещё 8 проектов на сумму 521 млн долл. США были в инвестиционном портфеле Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). В счет этих кредитов правительство Армении финансирует, в частности, реализацию проектов по строительству резервуара Мастара, модернизации оросительных систем, строительству автодорожного коридора "Север – Юг". Процентная ставка по одобренным кредитам составила для Армении 1,5-2,1%. Евразийская Экономическая Комиссия в тесном контакте с бизнес-сообществом стран Союза и государствами-членами ведет работу по снятию  барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС. По ряду из них уже достигнут консенсус представителей всех пяти стран и определен порядок дальнейших действий. Уже в первом году членства Армении в ЕАЭС, несмотря на сокращение объема взаимной торговли на внутреннем рынке Союза на 25,5%, был зарегистрирован существенный рост поставок из Армении текстильных изделий (на 26,7 млн. долл., или в 29 раз), молочной продукции (на 18,3 млн. долл., или в 4,8 раза), плодоовощной продукции (на 4,8 млн. долл., или в 3,3 раза), табачных изделий (на 2,2 млн. долл., или в 2 раза), изделий из кожи (на 1,8 млн. долл., в 2014 году практически не поставлялись), фармацевтической продукции (на 1,3 млн. долл., или на 53,8%). Динамика взаимной торговли товарами Армении со странами-членами  ЕАЭС   2017 г. (млн. долл.) 2018 г. (млн. долл.) 2019 г. (млн. долл.) 2020 г. (млн. долл.) 2020 / 2019 %% ЕАЭС (всего),  в т.ч. Армения 54 711,6 571,0 60 261,5 688,5 61 634,0 769,2 55 053,9 709,9 89,3 92,2 Армения-Беларусь  Армения            Беларусь 41,4 6,9 34,5 49,1 11,7 37,4 70,6 17,9 52,7 78,8 21,3 57,5 111,7 119,0 109,2 Армения-Казахстан Армения Казахстан 9,3 4,9 4,4 17,3 9,8 7,5 9,8 5,4 4,4 13,0 6,6 6,4 132,3 122,0 144,9 Армения-Кыргызстан Армения Кыргызстан 1,8 1,8 0,0 1,1 1,0 0,1 3,4 3,2 0,2 2,1 1,6 0,5 63,0 51,3 в 2,2 р. Армения-Россия Армения Россия 1 773,5 541,6       1 231,9 2 007,9 666,5 1 341,4 2 433,6 742,7 1 690,9 2 340,8 680,4 1 660,4 96,2 91,6 98,2 Вступление Армении в ЕАЭС создало новые возможности развития энергетического сектора республики. В ЕАЭС уже функционирует общий электроэнергетический рынок, а общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа планируется запустить в 2025 году. В Союзе имеются также хорошие возможности для создания совместных предприятий в сфере оборонной промышленности, машиностроения, электротехники, приборостроения, привлечения инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди, в химической и лёгкой промышленности, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в производстве лекарств и в развитии туризма. Таковы первые интеграционные эффекты пребывания Армении в  составе  ЕАЭС.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх