«Бронирование специалистов от мобилизации, на которое имеют право многие предприятия, становится все более проблемным. В конце января Кабмин утвердил новый порядок бронирования, а Минэкономики обнародовало свои разъяснения по этой теме. Главные нововведение – более конкретно прописали, какие именно компании и в каких объёмах могут бронировать персонал, а также определили сроки бронировок – не более чем на полгода.
..."Бронирование специалистов от мобилизации, на которое имеют право многие предприятия, становится все более проблемным. В конце января Кабмин утвердил новый порядок бронирования, а Минэкономики обнародовало свои разъяснения по этой теме. Главные нововведение – более конкретно прописали, какие именно компании и в каких объёмах могут бронировать персонал, а также определили сроки бронировок – не более чем на полгода. Затем списки нужно подавать заново", – пишет украинское интернет-издание Страна UA. Однако представители бизнеса жалуются на сложность бронирования специалистов, а из поданных списков отсрочку могут получить далеко не все, более того, не попавшим в "клуб забронированных" могут тут же выписать повестку. "Ни в постановлении Кабмина, ни в разъяснении Минэкономики такая "креативная мобилизация" не предусмотрена. Это уже самодеятельность местных военкомов. Зачем искать, кому вручить повестки, если в списках на бронирование – уже готовые претенденты, с личными данными и полной информацией", – говорит глава адвокатского объединения "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец. Чтобы лишний раз "не светить людей" многие предприятия боятся подавать списки на бронирование, отмечает "Страна". "Мы и не бронируем поэтому. У нас за последнее время призвали только одного водителя. Нет массовой проблемы, и мы сами себе её не создаем", – говорит владелец сети АЗС "Прайм" Дмитрий Леушкин. Предприниматели также сетуют, что многие производства не вписываются в критерии "стратегических", а значит вообще не могут забронировать специалистов. "Мы от Ассоциации оконных систем уже несколько раз поднимали этот вопрос, но решить его так и не удалось. К примеру, на оконных предприятиях особо ценные специалисты, работающие на экструдерах. Это дорогое импортное оборудование, мастеров учат работать на нём за границей, они буквально на вес золота – на заводе в лучшем случае есть 3-5 таких специалистов. Но получить для них отсрочку от мобилизации предприятия не могут, хотя, если таких мастеров призовут, как минимум ухудшится качество продукции, а в худшем случае производство и вовсе может остановиться", – рассказал изданию глава общественной организации SAVEФОП Сергей Доротич. Процедура бронирования специалистов от мобилизации действует на Украине с начала войны. Но в конце января прошлого года правительство своим постановлением утвердило новый порядок бронирования. В нём определены критерии для предприятий, которые имеют право бронировать персонал. Таких критериев несколько. Чтобы попасть в список стратегических, компания должна соответствовать не менее чем трём таким критериям, а предприятиям, работающим в сферах топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, образования, соцзащиты, – не менее чем двум. "Но окончательное решение принимают на местах, что создает массу коррупционных рисков. Если, к примеру, предприятие соответствует нескольким критериям, но имеет задолженность по налогам, это делает его менее "стратегическим", – говорит Кравец. Если же предприятию одобрили статус стратегического, его придётся подтверждать не реже одного раза в год. Важным нововведением является то, что бронировать можно только до 50% военнообязанных работников. Квота может быть превышена, если предприятие сможет доказать, что людей с отсрочками для обеспечения рабочих процессов нужно больше. Исключение – компании топливно-энергетического комплекса, для которых никаких квот нет, поясняет издание. Списки вместе с письменными обоснованиями, почему нужно бронировать больше 50% претендентов, подаются на согласование в соответствующие государственные органы. В какие именно – зависит от предприятия. И уже после этих согласований списки подаются в Минэкономики, которое и принимает итоговое решение. Далее предприятие должно ежеквартально обновлять отчёт о численности забронированных лиц. В целом срок по броне не может превышать шести месяцев. Новые правила бронирования принимались в немалой степени под давлением бизнеса. Предприятия жаловались, что процедура нечёткая, возникает много нюансов. Поэтому решили прописать все этапы получения отсрочки для персонала максимально детально. Но на практике стало даже хуже, жалуются изданию представители предприятий. "К примеру, офицеров запаса вообще не бронируют. Если у человека была военная кафедра в вузе и он имеет звание лейтенанта запаса, то по нему получить отсрочку просто нереально. Есть и такой нюанс – претенденты на бронь в обязательном порядке должны пройти комиссию в военкомате. Её нужно приложить к пакету документов. И часто получается так, что пока ждёшь решения по бронировке, специалисту уже приходит повестка. Военкоматы срабатывают быстро, а решение по отсрочке принимают долго – до одного-двух месяцев", – говорит глава коммунального предприятия "Теловик" Александр Душенко. Это главная проблема сейчас на Украине – повестка вместо отсрочки. На многих предприятиях говорят, что, пока ждут решений по бронированию, людей уже призывают в армию. У бизнеса даже возникло подозрение, что военкомы "работают по списку" на отсрочки. То есть если бы людей в списке не было, повестки им, может, и не вручили бы. Слухи о том, что попал в список на бронь – жди повестки, уже массово распространяются и среди самих работающих украинцев. И есть случаи, когда они сами просят руководство не вносить их ни в какие заявки, заключает "Страна". Соб. корр. ФСКГлавная проблема на Украине: повестка вместо отсрочки
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться