На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Япония рвётся в Совбез ООН

С января Япония вновь оказалась в числе непостоянных членов Совета Безопасности ООН и продолжает лоббировать реформы этого органа с перспективой войти в его постоянный состав. Сейчас Япония входит в число пяти непостоянных членов СБ, состоящего из 15 членов, которые будут работать в течение двух лет – до конца 2024 года – вместе с Эквадором, Мальтой, Мозамбиком и Швейцарией.

Япония, можно сказать, долгожитель в СБ, занимая в...

С января Япония вновь оказалась в числе непостоянных членов Совета Безопасности ООН и продолжает лоббировать реформы этого органа с перспективой войти в его постоянный состав. Сейчас Япония входит в число пяти непостоянных членов СБ, состоящего из 15 членов, которые будут работать в течение двух лет – до конца 2024 года – вместе с Эквадором, Мальтой, Мозамбиком и Швейцарией. Япония, можно сказать, долгожитель в СБ, занимая в нем место уже в 12-й раз с тех пор, как он стал членом ООН в 1956 году. При этом Япония давно заявляет о своем стремлении стать постоянным членом реформированного Совета Безопасности. Зондаж начался еще с советских времен. Эту заинтересованность пытались использовать М. Горбачев и Б. Ельцин, намекавшие на возможность учесть амбиции японцев и при определенных условиях рассмотреть "японскую заявку". При этом японское правительство в качестве аргумента использовало факт своих крупных взносов на содержание главной международной организации.  По опубликованным АиФ.ru данным, Япония является третьим по суммам взносов в ООН донором: • США — $693 417 088 (22,000 %); • Китай — $480 790 194 (15,254 %); • Япония — $253 191 794 (8,033 %); • Германия — $192 612 355 (6,111 %); • Великобритания — $137 895 443 (4,375 %); • Франция — $136 098 863 (4,318 %); • Италия — $100 513 959 (3,189 %); • Канада — $82 831 823 (2,628 %); • Южная Корея — $81 129 799 (2,574 %); • Испания — $67 261 457 (2,134 %); • Австралия — $66 536 521 (2,111 %); • Бразилия — $63 447 663 (2,013 %); • Россия — $58 814 376 (1,866 %); • Нидерланды — $43 401 606 (1,377 %); • Мексика — $38 484 648 (1,221 %); • Саудовская Аравия — $37 318 447 (1,184 %); • Швейцария — $35 742 499 (1,134 %); • Индия — $32 905 793 (1,044 %).
Общий бюджет ООН в 2022 году составил 3, 151 млрд долларов США. Главное неудовольствие токийских политиков ситуацией в Совбезе ООН вызвано блокированием Россией и Китаем выгодных коллективному Западу резолюций, будь то по ситуации на Украине, по санкциям в отношении КНДР или якобы о  намерениях Москвы применить тактическое ядерное оружие в ходе СВО.   В своем выступлении на Генеральной Ассамблее в Нью-Йорке в сентябре прошлого года премьер-министр  Фумио Кисида заявил, что Япония как член Совета Безопасности намерена "принять меры для укрепления верховенства права в международном сообществе", прислушиваясь "не только к голосам (крупных держав), но и быть внимательным к тихим голосам". А Такахиро Синё, профессор международной политики в университете "Квансэй гакуин", в интервью агентству "Киодо цусин" прямо говорил, что способность Японии помочь остановить "деспотизм" России и Китая будет "проверена" после того, как она станет непостоянным членом совета. В частности, Синё, который в прошлом  был членом  представительства Японии при ООН и послом в Германии, говорил, что Токио должен  ускорить обсуждение угроз, исходящих от Пхеньяна, созывая экстренные заседания Совбеза. Напомним, что США, Франция, Великобритания и ряд стран, входящих в СБ ООН на непостоянной основе, осудили недавние пуски ракет КНДР, призвав усилить санкционное давление на Пхеньян. Однако Россия и Китай  не присоединились к заявлению, зачитанному американским постпредом Линдой Томас-Гринфилд. Известно, что запуски северокорейского ракетного оружия являются ответом на постоянно проводимые у границ КНДР  военные маневры США Южной Кореи и Японии. Агентство "Киодо цусин" сетует, что "Совету Безопасности не удалось прийти к соглашению о дополнительных карательных мерах против Северной Кореи  главным образом из-за отказа России и Китая, обладающих правом вето как постоянных членов". Не оставляют надежд "приватизировать" Совбез ООН вашингтонские политики. Для них  появление в этом органе  вассалов стало бы подспорьем в противостоянии с Россией и Китаем. 1 марта Линда Томас-Гринфилд, отвечая на вопрос  на слушаниях в конгрессе, поддерживает ли она точку зрения, что Индия и Япония должны стать постоянными членами Совбеза, сказала:  "Мы запустили в сентябре прошлого года дискуссии о реформе Совета Безопасности и реформе ООН в более широком плане. Мы поддерживаем реформу Совета Безопасности, чтобы он стал более инклюзивным и представительным… Мы можем изменить (СБ ООН), добавив новых постоянных членов и выборных членов.  Я в последние несколько месяцев  говорила со всеми регионами, странами мира о продвижении некоторого рода реформы, которая позволит нам включить в Совет Безопасности новые страны".  Невозможность навязывать миру свою политику через резолюции СБ ООН заставляет государства-члены G7 требовать реформирования Совбеза и усиление роли Генеральной Ассамблеи ООН, где они давлением и угрозами добиваются в свою пользу большинства при голосованиях.  И тут Япония берет на себя роль запевалы. "Мы должны вернуть доверие к этой организации. И это влечет за собой не только реформу Совета Безопасности, но и усиление роли Генеральной Ассамблеи, Генерального секретаря...  и других органов ООН", – заявил на февральской спецсессии ГА ООН министр иностранных дел Японии Ёсимаса Хаяси. При этом он в очередной раз обрушился на Россию за действия на Украине, обвинив российскую сторону в "полном неуважении резолюций ГА ООН". "Россия, судя по всему, попросту игнорирует резолюции ГА ООН, как если бы они были клочками использованной бумаги", – возмущался Хаяси. Напомним, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН  принимаются в письменном виде и имеют, как это предусмотрено ст. 10 Устава ООН, силу рекомендаций. Для обеспечения соблюдения положений, содержащихся в таких резолюциях, не могут применяться какие-либо принудительные меры. Такие резолюции сами по себе не создают норм международного права и не являются его источником. Это не исключает того, что резолюции по вопросам поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и т. п. могут иметь большое морально-политическое значение. На Западе нередко утверждают, что Россия и Китай стремятся "законсервировать" свое право вето в СБ ООН с тем, чтобы практически блокировать работу этого важного международного органа. Приходилось слышать  и сетования японцев на то, что их страну якобы не пускают в Совбез из-за обструкции Москвы и Пекина, "не уважающих Японию" из-за того, что-де у нее нет ядерного оружия. Этот "довод" находит в Японии все большую поддержку и не только в связи с вопросом о представительстве в СБ в качестве постоянного члена. Мне доводилось  слышать  от японских политиков и политологов рассуждения о том, что их Страна восходящего солнца сегодня окружена ядерными державами, как в 1941 году блоком ABCD (США, Британией, Китаем и Голландией), что создает, как тогда, угрозу нации Ямато. Обвинения России в том, что она в принципе не желает реформировать ООН, по меньшей мере несправедливы.  Глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял, что реформа Совета Безопасности ООН назрела и хроническая недопредставленность развивающихся стран должна быть урегулирована. По его мнению, получение Бразилией и Индией статуса постоянных членов СБ ООН придаст дополнительный вес данному органу, чего не произойдет при получении такого статуса только Германией и Японией. Российский министр высказывается откровенно: "Вести речь о дополнительном включении в Совет западных стран будет просто смешно по нескольким обстоятельствам. Я даже оставляю в стороне, что они все враждебны и РФ, да еще и КНР. Но главное, даже если абстрагироваться от политических оценок – что любая западная страна, что нового она привнесет в Совет безопасности, если вдруг кто-то захочет ее принять в постоянные члены? Ну что нового они привнесут? Ничего. Они сейчас все выполняют указания США. И Германия, и Япония, которые тоже объявили себя официальными кандидатами…  Сейчас уже из 15 членов Совета безопасности 6 представляют западную группу, в будущем году их будет 7, потому что появляется еще Япония, политика которой ни на йоту не отличается от позиции США и НАТО", – говорил Лавров в сентябре прошлого года на пресс-конференции. Справедлива позиция России, состоящая в том, что необходимо расширить  представительство в СБ ООН африканских государств. "Я сказал, что мы считаем Индию и Бразилию сильными кандидатами на постоянное членство в Совете Безопасности как международных игроков, при условии, что одновременно будет соответствующим образом повышен профиль Африки, – отметил глава российской дипломатии. – Решить вопросы расширения Совета Безопасности без удовлетворения африканских интересов невозможно". Лавров подчеркнул, что речь в принципе идет о расширении состава Совета за счет представителей Азии, Африки и Латинской Америки. Активизация в последнее время российской дипломатии в Африке дает основание думать, что при поддержке России и Китая роль  стран этого континента в ООН будет возрастать.
Ссылка на первоисточник
наверх