Вопрос о необходимости создания органа, который стали бы называть «Госпланом.2» (по аналогии с советским Госпланом), поднимался и раньше. В 2014 году жизнь заставила власти принять Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (от 28.06.2014 № 172-ФЗ). Но, увы, он оказался в значительной степени мертворожденным.
В статье 9 того закона («Участники стратегического планирования») содержится достаточно длинный...Вопрос о необходимости создания органа, который стали бы называть "Госпланом.2" (по аналогии с советским Госпланом), поднимался и раньше. В 2014 году жизнь заставила власти принять Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (от 28.06.2014 № 172-ФЗ). Но, увы, он оказался в значительной степени мертворожденным. В статье 9 того закона ("Участники стратегического планирования") содержится достаточно длинный список субъектов планирования – от президента РФ до Счетной палаты и федеральных органов исполнительной власти, но в нем не нашлось места для института "Госплан.2". Хотя, как говорят знающие люди, в первоначальном проекте закона такой институт был заложен… Стратегического планирования не получилось, поскольку оно требует наличия стратегии с четко обозначенными долгосрочными целями развития Российской Федерации. В законе есть упоминание документа, именуемого "Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации", но самого закона, к большому сожалению, нет. Есть куча ведомственных документов, в названиях которых присутствует слово "стратегия", а стратегии нет. Напомню, что известный майский (2018 года) указ президента назывался "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Он предписывал правительству разработку документа "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, а также национальных проектов по двенадцати направлениям. А на выходе в очередной раз получились сапоги всмятку. Я в свое время писал о том, что правительство отчиталось о разработке национальных проектов, но они по многим пунктам противоречили друг другу. Ибо, повторяю, что у Российской Федерации не было Стратегии социально-экономического развития. Когда в начале 2020 года правительство возглавил Михаил Мишустин, он заявил о старте реформы государственного управления. Однако ничего не произошло и произойти не могло без учреждения "Госплана.2". В июле 2020 года, когда в Думе слушался первый отчет нового премьера, председатель КПРФ Геннадий Зюганов поставил перед Мишустиным задачу срочного возрождения в рамках исполнительной ветви власти такого института, как Госплан. Лидер коммунистов заявил: "Все попытки двигаться вперёд без Госплана обречены на болезненные провалы, циничные распилы, неэффективность и бездеятельность, прикрываемую бестолковой суетой". С этим трудно не согласиться, но… до сих пор ничего нет. Очередная попытка возродить Госплан оказалась неудачной. После 24 февраля о необходимости учреждения "Госплана.2" заговорили снова. В марте Г.А. Зюганов направил в адрес главы правительства Михаила Мишустина письмо с предложением рассмотреть технологию повышения эффективности управленческих решений в экономике, разработанную "Научной школой стратегического планирования Н.И. Ведуты" (Николай Ведута — советский экономист-кибернетик). В ее основе — функционал развернутого межотраслевого баланса, известного как метод "затраты — выпуск". Межотраслевой баланс — это фундаментальный инструмент, определяющий объемы производства продукции и ее распределения по отраслям. Он был главным инструментом Госплана СССР. Планирование социально-экономического развития предлагалось вывести на качественно новый уровень еще в 1970-80-е годы, поскольку в СССР уже имелись мощные электронно-вычислительные машины (ЭВМ). В 1959 году при Госплане был создан Главный вычислительный центр (ГВЦ), который обладал большим потенциалом совершенствования планирования. Однако внедрению упомянутых предложений воспротивилась партийно-государственная бюрократия: компьютеризированное планирование уничтожало "субъективный фактор" в принятии управленческих решений; исчезали условия для разного рода злоупотреблений со стороны чиновников, не говоря о том, что резко снижалась потребность в большом их количестве. Реакция сегодняшних бюрократов на предложения по восстановлению государственного планирования примерно такая же, как реакция советских чиновников на предложения академиков В. Глушкова, Н. Федоренко, профессора Н. Ведуты и других ученых-экономистов и кибернетиков о компьютеризации планирования. По поручению правительства Минэкономразвития, Росстат, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и Минпромторг подготовили свои заключения по предложениям КПРФ. Вывод всех заключений примерно одинаковый: применение в современной России опыта советского Госплана по управлению экономикой нецелесообразно. По ходу скажу, что традиционной отговоркой нынешних чиновников от предложений по внедрению советского опыта планирования является то, что, мол, у правительства и отдельных ведомств уже есть планирование. Правда, оно отличается от советского. В СССР было директивное планирование, план был обязательным к исполнению заданием. А сейчас планирование индикативное. На самом деле за индикативным планированием скрывается банальное прогнозирование, причём в течение года может несколько раз пересматривать свои прогнозы. То есть, по существу, это полное отрицание работы по плану. Примерно через полгода после начала СВО и постановки президентом РФ правительству задач по военно-экономической мобилизации тональность чиновников по вопросу планирования в экономике несколько изменилась. О необходимости возрождения Госплана заговорили даже в Минпромторге, но с оговоркой: планирование не для всей экономики, а лишь для оборонной промышленности. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов обратился в Минпромторг с просьбой изложить свою позицию по возможности учреждения в России "Госплана.2". Первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков ответил на запрос жестко: его ведомство против воссоздания Госплана. Главный аргумент: мол, российская экономика в соответствии с Конституцией основана на рыночных принципах, а эти принципы исключают возможность введения директивного планирования. Вместе с тем некоторые чиновники и эксперты поспешили заявить, что Госплан у нас наконец-то появился, но под другим названием. Они имеют в виду создание 21 октября по указу президента РФ Координационного совета при Правительстве РФ. Основными задачами совета являются: принятие решений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению в ходе проведения СВО потребностей Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Этот новый институт часто называют Комитетом по вопросам оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Координация предприятий ОПК (а таковых, согласно реестру, насчитывается более 1300), действительно невозможна без налаживания средне- и даже долгосрочного планирования в данном секторе экономики. Пока Координационный совет при правительстве называть "Госпланом.2" преждевременно, но логика жизни заставит правительство обязательно создать специальный институт, который бы полностью и профессионально занимался таким планированием. Логика жизни потребует от Координационного совета еще целого ряда шагов. Ведь у каждого предприятия ОПК, выполняющего госзаказ на поставку министерству обороны конечной продукции (самолеты, танки, артиллерийские орудия, суда, ракеты и др.) имеются сотни, даже тысячи поставщиков и подрядчиков. А у тех свои поставщики и подрядчики. Выстраиваются сложнейшие производственно-кооперационные связи, которые охватывают десятки и сотни тысяч предприятий и организаций. Обрыв в любом звене логистических и производственных цепочек недопустим. Это удар по военной безопасности государства. Еще раз повторяю: логика жизни заставит правительство (и Координационный совет при правительстве) выстраивать такую систему. Не возражаю, если поначалу будет создан малый "Госплан.2", который будет регулировать деятельность тех 1300 предприятий, которые включены в реестр ОПК. Но дальше круг объектов регулирования и планирования, проводимого "Госпланом.2" должен расширяться и в конечном счете охватить значительную часть всей экономики. Очевидно, что те предприятия и организации, которые попали в этот широкий круг, должны иметь особый статус. И одной из особенностей этого особого статуса должна быть государственная форма собственности на предприятие (организацию). Введение настоящего (директивного) планирования в экономику России органически связано с решением задачи по расширению и укрепления государственного сектора экономики. Коротко о советском Госплане. Первым прообразом Госплана выступила Государственная комиссия по электрификации России, работавшая с 1920 по 1921 год (разработала план ГОЭЛРО). В феврале 1921 года была учреждена Государственная общеплановая комиссия при Совете Труда и Обороны РСФСР (Госплан РСФСР). 13 июля 1923 года Госплан РСФСР был преобразован в Государственную плановую комиссию при Совете Труда и Обороны СССР (Госплан СССР). На первых порах Госплан был лишь экспертным органом и научно-координационным центром по вопросам экономики с очень небольшим штатом, располагался в Москве. Но уже в 1925 году по всему СССР была создана сеть подчиняющихся Госплану СССР планирующих организаций, а штат центрального аппарата был увеличен. Произошло изменение деятельности Госплана: он приступил к разработке единого экономического плана страны в виде директив на 1925-1926 гг. и ежегодных контрольных цифр. В середине 1920-х годов страна уже начала готовиться к индустриализации. Готовился к ней и Госплан. С 1 октября 1928 года началась реализация первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, над которым Госплан напряженно работал с 1926 года. Это был уже совершенно другой уровень планирования. Во-первых, оно стало пятилетним. Во-вторых, директивным (на смену контрольным цифрам пришли обязательные для исполнения показатели). В-третьих, был резко расширен набор показателей, включенных в планы (по отдельным наркоматам это были тысячи показателей, причем подавляющая их часть не в стоимостном, а натуральном, физическом выражении). В-четвертых, планы распространялись на все государственные предприятия и организации, число и доля которых в народном хозяйстве резко увеличились во второй половине 1920-х годов. Характеризуя качественно новый уровень планирования в СССР, И.В. Сталин в декабре 1927 года в политическом отчете на XV съезде ВКП(б) сказал: "Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны". Как видим из истории планирования в СССР, жизнь заставила быстро перейти от "планов-догадок" к планированию всеохватывающему и директивному. От плана ГОЭЛРО до первого пятилетнего плана прошло восемь лет; сегодня жизнь требует такого же перехода, но в гораздо более срочном порядке.России нужен «Госплан.2»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться