На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экономическая война требует радикального реформирования банковской системы России

26 апреля в интервью «Российской газете» секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев подчеркнул, что «важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России является опора на внутренний потенциал страны, структурная перестройка национальной экономики на современной технологической основе».

  Патрушев сформулировал стратегическую цель нашего экономического развития. Такая цель может быть достигнута...

26 апреля в интервью "Российской газете" секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев подчеркнул, что "важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России является опора на внутренний потенциал страны, структурная перестройка национальной экономики на современной технологической основе".  Патрушев сформулировал стратегическую цель нашего экономического развития. Такая цель может быть достигнута лишь в случае перехода от модели либерально-рыночной экономики к модели мобилизационной экономики. Он признал пагубность ныне действующей модели, которая была навязана нам три десятилетия назад: "Напомню, что шоковые реформы 1990-х годов в нашей стране были проведены строго по американским методичкам. Увлечение наших предпринимателей, вышедших из той эпохи, одними лишь рыночными механизмами без учета специфики нашей страны является фактором риска". Фактически секретарь Совбеза дал понять, что нам сегодня нужны реформы, отменяющие шоковые реформы 1990-х годов. Реформы должны вести к радикальной перестройке всей системы управления экономикой путем расширения государственного сектора, введения директивного планирования, усиления ответственности за исполнение планов, установления контроля над ценами, введения государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии, жесткого ограничения иностранного капитала в экономике страны и др.     Очевидно, что радикальной перестройке должна подвергнуться также банковская (денежно-кредитная) система Российской Федерации. Та система, которая рождалась в 90-е годы, создавалась "строго по американским методичкам", точнее по рецептам Вашингтонского консенсуса. Постепенно стало выясняться, что эта система душила российскую экономику неподъемными кредитами и работала как насос, обескровливая ее и выводя деньги в виде иностранной валюты за пределы страны в западные экономики и офшорные юрисдикции. Созданная в России банковская системы является двухуровневой: верхний уровень представлен Центробанком (Банком России); на нижнем уровне находятся коммерческие банки. В конце 1994 года число коммерческих банков приближалось к 2,5 тыс. На начало 2022 года их количество сократилось до 370. Такое сокращение – результат отзыва лицензий и банкротств. Почти за каждым банкротством – история вывода денег в тень или за границу, махинации и мошенничества, потери денег физических лиц, банкротства корпоративных клиентов и т. п. Некоторые банки Центробанк как финансовый регулятор пытается спасать путем так называемых санаций. С печатного станка Банка России сходят сотни миллиардов рублей, которыми финансовый регулятор пытается затыкать "дыры" в балансах санируемых кредитных организаций; тем не менее они все равно продолжают банкротиться. Такое недееспособное состояние банковской системы сегодня, когда против России ведется гибридная война коллективного Запада, становится фактором риска для экономической безопасности России. Итак, нужна радикальная реформы денежно-кредитной системы страны. И подсказку, как проводить такую реформу, мы можем найти в собственной истории. Через несколько лет после Октябрьской революции в Советской России была объявлена новая экономическая политика – НЭП. Она пришла на смену военному коммунизму и очень напоминала ту политику экономического либерализма, которая проводится в Российской Федерации. Большевики говорили, что НЭП – временная передышка, после которой они приступят к строительству реального социализма. В 1920-е годы стал возрождаться не только мелкий, но даже средний капитал, в стране появились товарные и фондовые биржи, возродился иностранный капитал, появились иностранные концессии, шла свободная купля-продажа иностранной валюты, российский "золотой червонец" котировался на зарубежных валютных биржах и т. д. Угар НЭПа серьезно угрожал власти большевиков, создавал риск полного и необратимого возвращения к капитализму, утраты государственного суверенитета.  НЭП стал сворачиваться. Последней нетронутой заводью НЭПа в конце 1920-х годов оставался банковский сектор. 1 октября 1928 года началась первая пятилетка, были сформулированы  цели индустриализации СССР, а банковский сектор страны продолжал жить по-старому, руководствуясь целью максимизации прибыли. При военном коммунизме (в январе 1920 года) Центробанк, называвшийся Народным банком РСФСР, был ликвидирован.   В октябре 1921 г. он был воссоздан под новой вывеской: "Государственный банк РСФСР", в 1923 г. был переименован в "Государственный банк СССР".   В 1922–1926 гг. в стране наблюдался бум учредительства банков. В 1924 г. при правлении Госбанка СССР был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать деятельность коммерческих кредитных организаций. На завершающей фазе НЭПа (1 октября 1929 г.) кредитование народного хозяйства осуществляли 1312 кредитных учреждений и их филиалов, не считая более 10.000 кредитно-кооперативных обществ (Финансы и кредит СССР. – М., 1956. с. 106). В конце 1920-х годов началась подготовка реформы денежно-кредитной системы с целью приведения ее в соответствие с задачами индустриализации СССР. 30 января 1930 г. было принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР "О кредитной реформе". Вслед за ним последовали еще два постановления: "О мерах улучшения практики кредитной реформы" (14 января 1931 г.) и "Об организации специальных банков долгосрочных вложений! (4 мая 1932 г.). Главная цель реформы – концентрация денежных средств на приоритетных (определяемых государственными планами) направлениях и обеспечение их целевого использования. Получение прибыли не рассматривалось в качестве цели банковской деятельности. Частные банки упразднялись (часть из них вошла в состав государственных кредитных организаций).  Реформа была проведена в четыре этапа. Первый этап предусматривал сворачивание коммерческого кредитования (поставки товаров и услуг в кредит) между государственным и кооперативным организациями. Коммерческий кредит был заменён прямым банковским кредитованием.  На втором этапе был установлен новый порядок межхозяйственных расчётов: счета поставщиков стали оплачиваться лишь при наличии согласия покупателя (акцепт) или его поручения (аккредитива). На третьем этапе были определены новые правила кредитования.  В частности, кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заёмщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими плана. Госбанк должен был обеспечить действенный контроль за ходом выполнения планов кредитуемых организаций. Завершающим, четвёртым этапом стало изменение структуры банковской системы страны путём усиления роли Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования процессов производства, распределения и обращения, формирование сети специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений – Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка. Сформировались основные функции Госбанка: (1) плановое кредитование хозяйства в виде выдачи краткосрочных ссуд, (2) денежная эмиссия, организация денежного обращения и расчетов, (3) кассовое исполнение государственного бюджета, (4) осуществление международных расчетов. Само собой, Госбанк стал единым эмиссионным центром советской ДКС. Наркомат финансов отвечал за деятельность четырех банков капитальных вложений, выдававших кредиты за счет бюджетных средств и контролировавших их использование. Выполнение операций по обслуживанию внешнеэкономических отношений осуществляло акционерное кредитное учреждение – Внешторгбанк. Перечислю наиболее важные особенности денежно-кредитной системы (ДКС) СССР, которая была создана в результате реформы 1930-1932 гг.: 1)  подчинение ДКС решению задач социально-экономического развития СССР, определяемых пятилетними и годовыми планами; 2)  государственная монополия в банковском деле; 3)  государственная монополия в сфере денежной эмиссии; 4)   высокая централизация управления ДКС; 5)   планирование денежного обращения и кредитной деятельности; 6)  постоянный контроль со стороны банков за текущей финансово-экономической деятельностью предприятий (соблюдение платежной дисциплины, эффективность использования основного и оборотного капитала, обоснованность кредитных заявок, контроль исполнения кредитных договоров и др.); 7)  государственная валютная монополия; 8) использование особых методов поддержания покупательной способности денежной единицы (рубля), полная товарная обеспеченность денежной эмиссии; 9)      наращивание государственного золотого запаса   как стратегического ресурса; независимость внутреннего денежного обращения от золотого запаса (рубль – "товарный", а не "золотой"); 10)    опора на внутренние источники финансирования и кредитования народного хозяйства (сбережения населения, внутренние займы и т. д.); 11)    двухконтурная система денежного обращения (контур наличного и контур безналичного денежного обращения, существующие достаточно автономно друг от друга). Та денежно-кредитная система, которая родилась в СССР 90 лет назад, просуществовала до второй половины 80-х годов, т. е. более полувека. Она действительно сыграла немаловажную роль в проведении индустриализации. Были некоторые изменения в конструкции ДКС, но не принципиальные. Так, с 1921 г. Госбанк был подразделением финансового ведомства (Наркомата финансов). Такой статус был за ним сохранен и после реформы 1930-32 гг. В 1938 г. статус Госбанка был повышен. Он стал самостоятельным ведомством, подчиненным непосредственно Совмину СССР, а на должность председателя правления Госбанка был назначен Н. Булганин, член ЦБ ВКП (б) и по совместительству заместитель председателя Совмина СССР.  Правда, в 1946–1954 гг. Госбанк опять   был переведен в подчинение Минфина; но, начиная с 1954 г. до конца своего существования, Госбанк СССР имел статус самостоятельного ведомства, приравненного к министерству.   В 1940-1941 гг. готовилась очередная кредитная реформа. Правда, она не предусматривала никаких институциональных изменений, предназначалась для совершенствования и расширения масштабов кредитования народного хозяйства в рамках существовавшей системы банковских учреждений.  Реформа не состоялась по причине начала Великой Отечественной войны. В   период 1932-1988 гг. происходили лишь некоторые корректировки в части набора институтов банковского сектора СССР, их функций и полномочий. Однако все они непременно были государственными.  В частности, Государственный банк СССР расширял сеть своих территориальных учреждений и расчетно-кассовых центров. Государственная монополия и централизация управления ДКС начала размываться в ходе "перестройки" под видом реорганизации банковской системы. На первом этапе (1987 г.) реорганизации была создана новая структура государственных банков.  В 1988-1989 гг.  были приняты законы, разрешившие создавать кооперативные и частные коммерческие банки.   Правительство заявило, что в стране создается двухярусная банковская система. В 1988-1989 гг. в Советском Союзе было зарегистрировано 150 кооперативных и коммерческих банков. Уставные капиталы   этих банков были сформированы в основном за счет средств промышленных предприятий, получивших большие "рыночные" свободы в части распоряжения своими денежными фондами. Несколько специализированных государственных банков (самый крупный из них – Промстройбанк) были акционированы и приватизированы, многие их филиалы превратились в самостоятельные коммерческие банки.  На 1 января 1992 г.  в стране действовало 1414 коммерческих банков, из которых 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 образованы вновь. Централизация управления ДКС была окончательно разрушена в 1990 г., когда в РСФСР был создан самостоятельный Государственный банк. На территории РСФСР возникло "двоевластие", которое закончилось лишь в 1992 г. После развала СССР Государственный банк СССР был упразднен, а Государственный банк РСФСР вскоре был преобразован в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).  Так было завершено разрушение банковской системы, которая просуществовала без малого 60 лет. Система разрушена, но чертежи её сохранились. И есть смысл их внимательно изучить, принять во внимание при реформировании нынешней банковской системы России. А с её реформированием медлить нельзя, ибо война с коллективным Западом затухать не собирается.  
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх