На днях в Министерстве обороны РФ было принято решение о строительстве новых боевых ледоколов проекта российских вспомогательных дизель-электрических судов нового поколения 21180/21180М. В России существуют два подобных мощных корабля – «Илья Муромец» и «Евпатий Коловрат». Сейчас идет работа над обновленным проектом третьего ледокола этой серии.
Идея вооружения гражданских ледоколов зародилась в СССР в 1930-е годы, когда...На днях в Министерстве обороны РФ было принято решение о строительстве новых боевых ледоколов проекта российских вспомогательных дизель-электрических судов нового поколения 21180/21180М. В России существуют два подобных мощных корабля – "Илья Муромец" и "Евпатий Коловрат". Сейчас идет работа над обновленным проектом третьего ледокола этой серии. Идея вооружения гражданских ледоколов зародилась в СССР в 1930-е годы, когда поняли, что на сухогрузных судах класса проекта 5 можно размещать артиллерийские установки и крупнокалиберные пулеметы. Во время Великой Отечественной войны ледоколы, оснащенные вооружением, оказались очень востребованны. Во время летней навигации они выходили на трассу Северного морского пути для проводки караванов судов, осенью возвращались в Белое море, где занимались сопровождением союзных конвоев. На первом в мире атомном ледоколе "Ленин" была предусмотрена установка счетверенных 45-миллиметровых автоматических пушек, но боекомплект и прочее оборудование находились в погребах. На атомных ледоколах проекта 10520 "Арктика", строившихся в 1970-е и 1990-е годы, было предусмотрено использование более мощного вооружения, но оно не устанавливалось. Боевые ледоколы стали необходимыми в последнее время, когда в Арктическом регионе были обнаружены несметные запасы углеводородов. Здесь нужны не только гражданские суда с необходимым оснащением, но и военные корабли. Американцы надеялись, что склонят Москву к тому, чтобы отложить свои планы, но, как показывает решение Министерства обороны РФ, Арктика остается в сфере главных приоритетов России. "Илья Муромец", первый за 45 лет корабль, созданный исключительно для интересов министерства обороны, уже стал причиной головных болей в Вашингтоне. Сейчас этот мощный многофункциональный корабль, предназначенный как для мирных, так и военных целей, несет службу на Северном флоте. В январе 2023 года начались государственные испытания ледокола "Евпатия Коловрата". Его будущим пунктом постоянного базирования станет Петропавловск-Камчатский. Приём корабля в состав ВМФ России ожидается в текущем году. Военные аналитики все чаще обсуждают идею создания Арктического флота как одной из структур ВМС России. И строительство боевых ледоколов – шаги к её осуществлению. Усилить группировку способен головной военный патрульный ледокол проекта 23550 "Иван Папанин", который ещё называют сторожевым ледоколом. Этот универсальный корабль с современным вооружением предназначен не только для военных целей, но и для проводки сухогрузов и танкеров в северных широтах, участия в спасательных операциях, обеспечения океанологических экспедиций. "Иван Папанин" должен войти в строй до конца 2023 года. "Иван Папанин" Ведется строительство еще одного патрульного ледокола того же проекта, что и "Иван Папанин". Это "Николай Зубов". Сдача корабля в эксплуатацию намечена на 2024 год. Состав ВМФ России усилит недавно совершивший переход из Белого моря в Баренцево новейший атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Генералиссимус Суворов". К нему присоединится однотипный корабль "Александр III", экипаж которого готовится к заводским и государственным испытаниям. "Генералиссимус Суворов" В последние годы Россия возводит инфраструктуру в Арктике и размещает там силы прикрытия Северного морского пути. Для этого создано объединённое стратегическое командование Северный флот, которое управляет, кроме прочего, воинскими частями, выделенными из состава Западного, Центрального и Восточного военных округов. США пока "раскачиваются". Американская Береговая охрана США имеет в своем составе четыре средних и два тяжелых дизельных ледокола, построенные в 70-х и 90-х годах. По всей видимости, вскоре подойдет к концу срок эксплуатации одного из них – USCGC Polar Star (WAGB). В июне 2020 года президент Трамп подписал Меморандум о защите национальных интересов США в регионах Арктики и Антарктики. Согласно этому документу, к 2029 году должен быть создан флот ледоколов для "обеспечения полярной безопасности". Какая судьба ждет другой официальный американский документ – Национальную стратегию США для Арктического региона, подписанный президентом Байденом в октябре 2022 года? Этот документ носит рамочный характер, в нем говорится о сдерживании Китая и России в Арктике. Вслед за появлением Национальной стратегии США для Арктического региона прозвучало заявление Белого дома о том, что принято решения начать строительство трех тяжелых ледоколов. Недавно в Америке на севере штата Мичиган прошли также военные учения "Северный удар". Отрабатывалось ведение боевых действий в условиях холода. Это была репетиция военных действий США и их союзников в возможном конфликте с Россией (и Китаем) в северных широтах. Заглавное фото: Сделано у нас«Илья Муромец» и «Евпатий Коловрат» в Арктике
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться