В ходе недавнего визита в прикаспийскую провинцию Гилян Президент Исламской Республики Иран Эбрахим Раиси заявил о мобилизации правительством страны всех сил для скорейшего завершения строительства участка железной дороги между городом Решт и приграничной с Азербайджаном Астарой: «Коридор Север – Юг, последним сегментом которого является строительство железной дороги Решт – Астара, обеспечит Ирану значительные.
..В ходе недавнего визита в прикаспийскую провинцию Гилян Президент Исламской Республики Иран Эбрахим Раиси заявил о мобилизации правительством страны всех сил для скорейшего завершения строительства участка железной дороги между городом Решт и приграничной с Азербайджаном Астарой: "Коридор Север – Юг, последним сегментом которого является строительство железной дороги Решт – Астара, обеспечит Ирану значительные экономические выгоды и будет способствовать развитию наших отношений с соседними странами". Как пишет бакинское издание haqqin.az, за последние годы подобные заявления от иранцев звучали неоднократно. Пока железнодорожного маршрута, призванного соединить Астару-иранскую и Астару-азербайджанскую нет, но сегодня, похоже, "ситуация начинает меняться". Так, недавно посол Ирана в Баку Сейед Аббас Мусави заявил о возможности создания консорциума для завершения строительства железной дороги Решт – Астара, и "если по каким-то причинам это не случится, то Иран построит её самостоятельно". "Железнодорожный проект Рашт – Астара будет финансироваться тремя способами: внутренним финансированием, иностранными инвестициями и бартером, и мы ведем переговоры, чтобы доработать ресурсы с помощью этих методов", – сообщил заместитель главы компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) Аббас Хатиби. По его словам, для завершения этого мегапроекта требуется более 20 миллиардов долларов инвестиций. В свою очередь, губернатор Гиляна Аббас Сабир отметил, что введённый недавно в действие мост через реку Астара-чай на ирано-азербайджанской границе упростит проезд грузовых автомобилей и проход граждан. Расширение на участке Решт – Астара до четырёх полос значительно повысит пропускную способность автомагистрали Баку – Астара – Решт. По словам заместителя министра иностранных дел Ирана Мехди Сафари, Тегеран консультируется с Баку по вопросу многостороннего соглашения о коридоре "Персидский залив – Чёрное море", предполагающем перевалку через грузинские порты в сторону Восточной Европы. Пока этот маршрут работает в тестовом режиме, и его коммерческую эффективность только предстоит доказать. Можно предположить, что пробуксовка со строительством участка железной дороги Решт – Астара обусловлена не только традиционной медлительностью иранской бюрократии или недостатком финансирования, но и надеждами Тегерана на восстановление "традиционного" железнодорожного сообщения через Джульфу и далее через Армению (Мегри) в Азербайджан и Россию. Однако относительно восстановления транзитного мегринского участка, именуемого в Баку "Зангезурским коридором", и правовых механизмов его функционирования вопросов пока больше, чем ответов. В 2021 году торговый оборот между Ираном и Азербайджаном (без учёта приграничной торговли) возрос по сравнению с 2020 годом на треть, составив 400 миллионов долларов. Осенью 2021 года отношения между соседями по Араксу заметно обострились – Иран проводил масштабные военные учения в северо-западных провинциях, на что последовал ответ со стороны азербайджано-турецкого альянса. В последние месяцы Баку и Тегеран пытаются сгладить имеющиеся противоречия как через политико-дипломатические контакты, так и через активизацию экономических связей, включая трансграничные коммуникационные и энергетические проекты. Соб. корр. ФСКИран – Азербайджан: будет ли достроен участок железной дороги Решт – Астара?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться