О приёмах и методах украинской пропаганды мне рассказал полковник в отставке житель Петербурга Борис Подопригора, который в 1996-98 гг. служил офицером по общественным связям (Public Affairs Officer) в американской зоне международной миротворческой операции в Боснии (СФОР). Российские миротворцы (бригада ВДВ) присоединились к СФОР после того, как Москва стала одним из гарантов выполнения Дейтонских мирных соглашений 1995 г.
Подопригору и...О приёмах и методах украинской пропаганды мне рассказал полковник в отставке житель Петербурга Борис Подопригора, который в 1996-98 гг. служил офицером по общественным связям (Public Affairs Officer) в американской зоне международной миротворческой операции в Боснии (СФОР). Российские миротворцы (бригада ВДВ) присоединились к СФОР после того, как Москва стала одним из гарантов выполнения Дейтонских мирных соглашений 1995 г. Подопригору и его коллег из 24 иностранных контингентов СФОР пригласили в главный штаб миротворцев в Сараево на инструктаж "Что такое информационная работа". Выступали американские офицеры, специалисты по PsyOps – психологической борьбе. Общими формулами этой работы являются: РОРАТ (Planning, Ops, Public, Analysis, Tech. support), "Не встречно реагировать, а планировать" (Not re-reacting, but planning), "От лидерства к управлению" (From Lead to Direct). При этом InfoOps = PsyOps: информационные и психологические операции тождественны. Особо запомнился Подопригоре тезис американцев о том, что "разработка мероприятий психборьбы должна осуществляться на основе национальной задачи (national issue) и "должна предшествовать боевому планированию, а не дополнять его". Интерпретация любого факта должна опираться на национальную задачу". Отсюда четыре принципа (big4): 1. "Реальность не имеет отношения к поставленной задаче". Сама постановка задачи есть "исправление не устраивающей действительности". Необходимо убедить стороны в том, что "обновляемая реальность выгодна всем", а кто с этим не согласен, "несёт угрозу миру" и должен быть обезоружен. И главное: "у противника не может быть никаких успехов, может быть только отсроченное поражение"; 2. Обращение к объекту влияния и расшифровка обращения должны быть одинаковыми для "своих и чужих". "Чужим" "не положено" чувствовать себя "жертвами пропаганды". Проблема состоит в создании "общей ауры понимания" – cross-understanding; 3. Полный запрет (total banning) альтернативных интерпретаций и контрпропаганды. "Их" источник подлежит заблаговременному "разоблачению и жёсткой дискредитации, невзирая на приводимые им внешние соответствия (external coherence)"; 4. "Внешние правила" (technical essentials). Объекту влияния "адресовать побуждающий толчок лучше в сенсационной подаче", а не в виде информации к размышлению. "Сначала придумывай поводы (сreate events first". Отдельная задача – превзойти противника по числу ярких поводов. "Отсутствие повода, тем более банальность обессмысливают любые побуждения". В рамках "внешних правил" необходимо: во-первых, вооружить объект влияния "активной мотивацией", обеспечить его такой информацией, которая важна для него и его окружения. В том числе с подспудной "подсказкой": "...то, что ты узнал сегодня, другим известно уже давно"; во-вторых, пропаганду следует базировать на "общих тревогах, верованиях и общекультурной морали". Объект влияния не должен чувствовать себя униженным. А стоящие за ним силы не должны быть преувеличены ("с монстром трудно справиться"); в-третьих, каждое утверждение должно быть неоднократно дублировано: 3 pieces (of news) are better than a good one. Требуется максимально разнообразить источники этих утверждений. Это ещё раз убедит объект влияния в том, что "так думают все". Необходим баланс между сиюминутной убедительностью и перспективой наращивания усилий. Органичным должен быть переход от "говорят не начальники, а такие же люди, как вы" до "завтра мы убедим вас больше, чем сегодня"… Таков методологический каркас, на котором американцы строят свою пропаганду. И при внимательном взгляде на события видно, что украинские власти детально исполняют американские инструкции по психборьбе (PsyOps). Например, идут постоянные вбросы сенсационных (вымышленных) пропагандистских поводов: "Резня в Буче", "Русская ракета в Краматорске", "Русские украли украинское зерно", "Москва несет чудовищные потери"... Все в точном соответствии с принципом PsyOps: "Реальность не имеет никакого отношения к поставленной задаче". Украинские офицеры и американские инструкторы Здесь вспоминается геббельсовское, говорит Подопригора. Пропаганды должно быть много, очень много. Её нужно вываливать в массы непрерывно, днём и ночью, всюду одновременно. Любые послания должны быть предельно просты. Чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством. Необходимо однообразие ясных, кратких, хлёстких посланий. Пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, он уже сделан за них, им следует лишь принять информацию, чтобы потом воспринимать навязанные идеи как собственные. Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Пропаганда не наука, она помогает вывести на эмоции многомиллионную массу. Наконец, если людей подводить к той или иной мысли постепенно, результата не будет. Информация должна огорошивать, только шокирующие послания передаются из уст в уста, остальное проходит незамеченными. Борис Подопригора считает, что с нашей стороны в ходе СВО требуется конкретизация понятия "оружие правды". Оно не должно быть чрезмерно историчным и искусственно пафосным, необходима жёсткая инструментальность. Первостепенного внимания заслуживает работа с населением на контролируемых нами территориях. Во всяком случае, административные органы на этих территориях должны учитывать информационно-психологическую сторону дела, даже занимаясь текучкой. И голос лояльных России украинцев должен звучать отчётливее, чем сейчас. Очень актуальна работа с украинскими беженцами. Их в России более 1 миллиона. Большинство находится в непрерывном контакте с родственниками, часто через "посредников" в Европе, где сейчас более 5.5 миллиона граждан Украины. "Может, и вправду регламентация PsyOps может быть нам полезна? По крайней мере, в части создания "общей ауры понимания"", – говорит Борис Подопригора. Заглавное фото: украинские пропагандисты за работойPsyOps и события на Украине
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться