На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Двухконтурная система денежного обращения в сталинской модели экономики

Уже четвертый месяц ведется санкционная война коллективного Запада против России. Скажем откровенно: российская экономика, скроенная три десятилетия назад по чертежам «Вашингтонского консенсуса», не может эффективно противостоять этой санкционной агрессии. Многие уже признают, что нужна радикальная реформа отечественной экономической системы, способной бесперебойно функционировать в условиях возобновившейся.

..

Уже четвертый месяц ведется санкционная война коллективного Запада против России. Скажем откровенно: российская экономика, скроенная три десятилетия назад по чертежам "Вашингтонского консенсуса", не может эффективно противостоять этой санкционной агрессии. Многие уже признают, что нужна радикальная реформа отечественной экономической системы, способной бесперебойно функционировать в условиях возобновившейся холодной войны. Создание новой модели экономики может и должно опираться на использование лучшего зарубежного и отечественного опыта. Ценнейший отечественный опыт был наработан за семь десятков лет советской истории. Особенно интересен отрезок времени с конца 20-х до конца 50-х годов, когда была создана и функционировала сталинская модель экономики (позднее она стала размываться). Я уже писал о некоторых элементах этой модели: государственной монополии внешней торговли, государственной валютной монополии, переводном рубле и др. Сейчас хотел бы остановиться на таком элементе, как двухконтурная система денежного обращения. Ключевой принцип советской государственной валютной монополии: советский рубль, эмитируемый Госбанком СССР, может обращаться исключительно внутри страны. Для международных расчетов он не используется. А во внутреннем обращении советский рубль выступал как в наличной, так и безналичной формах. Некоторые авторы обращают на отличия денежных систем тогдашней и нынешней. Так, в советское время некоторое количество наличных рублей эмитировалось не Госбанком СССР (в виде банкнот), а Минфином (в виде казначейских билетов). Сегодня все наличные рубли эмитирует Центробанк. Что касается безналичных рублей, то в советское время они эмитировались исключительно Госбанком СССР, а их обращение контролировалось как Госбанком СССР, так и другими специализированными государственными банками. В наше время подавляющая часть безналичных рублей создаются коммерческими банками (под каждый наличный рубль, размещенный на депозитах коммерческого банка последний может эмитировать несколько новых рублей в виде выданного кредита). Вот последние данные Банка России по показателям денежной массы в российской экономике. Общая денежная масса, включающая как наличные, так и безналичные рубли, на 1 апреля 2022 года составила 68,2 трлн. руб. (на языке финансистов этот показатель называется денежным агрегатом М2). В том числе масса наличных рублей равнялась 13,8 трлн. руб. (денежный агрегат М0). Остальные 54,4 трлн. руб. созданы коммерческими банками. Получается, что безналичная денежная масса, представляющая собой продукт коммерческих банков, превышает наличную денежную массу в 4 раза! А кто создает деньги, тот и контролирует экономику. Если называть современную денежную систему России также двухконтурной (контур наличного и контура безналичного обращения), то мы должны будем признать, что экономику в России контролируют преимущественно коммерческие банки, а не Центробанк. К тому же надо иметь в виду, что ЦБ РФ дистанцируется от государства. На его сайте черным по белому записано: "Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти…" Также: "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства". И т. п. Получается, что эмиссия денег в Российской Федерации и организация их обращения – как наличных, так и безналичных – осуществляется не государством, а некими негосударственными и частными структурами, не несущими за это ответственность перед государством. При денежной системе, эмансипировавшейся от государства, последнее не может управлять экономикой. Еще раз напомню банальную истину: деньги – кровь экономики. И тот, кто контролирует создание этой крови и процесс ее циркуляции, контролирует не только экономику, но и политику. Как тут не вспомнить циничное признание Майера Ротшильда: "Дайте мне контроль над выпуском денег в государстве, и мне плевать, кто будет писать его законы". Итак, первое, что необходимо сделать, – поставить под контроль государства эмиссию как наличных, так и безналичных рублей. А также организовать их циркуляцию в экономике в соответствии со стратегическими и тактическими целями государства. Денежное обращение должно быть разделено на два контура. Причём не по принципу "безналичное и наличное". А по принципу "деньги для развития экономики и деньги для населения". Сегодня деньги для населения могут быть не только в наличной, но и в безналичной формах (с учетом развития электронных технологий банковского дела). А теперь обратимся к отечественному опыту. Советская двухконтурная система денежного обращения сложилась в нашей стране после реформы денежно-кредитной системы 1930-1932 гг. (были ликвидированы негосударственные коммерческие банки, эмиссия безналичных денег полностью сосредоточилась в Госбанке). Новая система была создана под решение задач социалистической индустриализации. Доминирующим в системе был контур безналичного обращения, который обслуживал исключительно предприятия. Безналичные деньги не были деньгами в полном смысле слова. Они были некоей условной единицей, с помощью которой велось планирование распределения всех видов ресурсов в экономике, учет и контроль их использования, поддерживалась дисциплина договорных отношений между предприятиями. Например, нарушение договоров поставки продукта одним предприятием другому могло приводить к такому, что второе предприятие не акцептовало платежное требование первого. В результате первое не получало безналичных средств на свой банковский счет, что во времена Сталина рассматривалось как серьезное ЧП. Это был достаточно четкий механизм распределительных отношений на основе централизованного планирования, носившего директивный характер. Распределение охватывало поставки сырья, полуфабрикатов и конечных продуктов (в первую очередь средств производства). Иногда использовали термин "оптовый рынок", то это было достаточно условное понятие. На этом рынке нельзя было приобрести средства производства в частную собственность. Покупателем средств производства могло быть только государство (государственные предприятия). Исключалась любая возможность превращения средств производства в капитал, т. е. в средство эксплуатации человека человеком. Безналичный рубль был условной единицей, используемой для расчета всех затрат живого и овеществленного труда. Велся учет издержек производства, себестоимости продукции, производительности труда, фондоотдачи и т. п. Показатель прибыли был второстепенным. Скорее следили за тем, чтобы не было убытков (хотя было немало планово-убыточных предприятий). Банкротства предприятий не допускались. Стоимостные показатели были некими ориентирами, с помощью которых нащупывались пути повышения эффективности работы отдельно взятых предприятий, отраслей и всей экономики (например, через корректировку оптовых цен). Безналичная эмиссия Государственного банка осуществлялась на основе кредитного плана страны, который увязывался с общим народнохозяйственным планом и бюджетом государства. За 1931-1935 гг. прирост безналичной денежной массы в результате эмиссии Государственного банка составил 5,2 млрд. руб., ее объем за это время увеличился в 2,25 раза. Основная часть безналичных рублей направлялась на капитальные вложения (строительство новых, расширение мощностей и реконструкция действующих предприятий). Так, на 1 января 1938 году кредитные вложения Госбанка СССР в народное хозяйство составили 40,7 млрд. руб. Эти вложения на 14,5 млрд. руб. (35,3%) покрывались привлеченными средствами хозяйства на счетах в банке, на 12,8 млрд. руб. (31,2%) – средствами бюджета. А оставшиеся 13,6 млрд. руб. (примерно 1/3 всех кредитных вложений Госбанка) были результатом эмиссии. Учитывая, что Государственный банк был фактически подразделением Наркомата финансов, дополнительную эмиссию денег можно рассматривать как средство покрытия дефицита государственного бюджета. Новые кредиты Госбанка выдавались под конкретные проекты, отдача от которых ожидалась в будущих периодах. Некую аналогию можно найти в сегодняшней схеме так называемого "проектного финансирования" (кредит под обеспечение не имущества, а проекта, который может обеспечить денежные доходы в будущем); такое "авансовое", беззалоговое кредитование в условиях "рыночной экономики" считается крайне рисковым. Конечно, и в сталинской экономике не раз случались сбои в сдаче проектов и возврате средств по кредитам. Но такие сбои не приводили к дефолтам ни предприятия, ни государство. Они быстро купировались с помощью маневрирования финансовыми средствами государства. Второй контур денежного обращения (оборот наличных рублей) был предназначен для обслуживания населения. Оборот проходил главным образом через кассы государственных и кооперативных предприятий и организаций (зарплаты работников, пенсии, стипендии и социальные пособия), через кассы розничных магазинов, через кассы Госбанка СССР, сберегательные кассы Минфина СССР и др. Эмиссию наличных денег Государственный банк СССР осуществлял на основе планов. С 1930 г. началось составление кассовых планов Госбанка СССР в увязке с балансами денежных доходов и денежных расходов населения и кассовыми планами предприятий. Планирование денежного обращения перестало ограничиваться общим определением количества денег в обращении и его косвенным регулированием. Оно стало прямым и охватывало основные потоки налично-денежного оборота, которые сводились в основном к выплатам наличных средств на заработную плату, по заготовкам и со счетов колхозов, а также к возврату этих денег через торговую сеть и посредством финансовых мероприятий государства (налоги, облигационные займы). Главная задача Госплана, Наркомфина и Госбанка состояла в том, чтобы поддерживать покупательную способность наличного рубля, не допускать его обесценения, инфляционного роста цен на рынке потребительских товаров. В годы первой пятилетки наблюдалось ускоренное наращивание массы наличных денег, которое отставало от насыщения рынка потребительскими товарами. Ситуация стабилизировалась в 1932-33 гг. Несмотря на некоторое обесценение наличного рубля реальные доходы граждан за годы индустриализации заметно выросли. Принципиальной особенностью системы было то, что между безналичным контуром и наличным контуром денежного обращения были выставлены очень прочные барьеры. Предприятиям разрешалось переводить в наличную форму лишь те суммы, которые были необходимы для выплаты заработной платы. Также расходов на командировки и еще кое-что по мелочи. За десятилетия существования двухконтурной денежной системы случаи незаконной "обналички" в СССР можно пересчитать по пальцам. Были ли хищения социалистической собственности? Были. Но 99% всех хищений приходилось на такие виды имущества, как сырье, неучтенная промышленная продукция ("цеховики"), сельскохозяйственные продукты, товары в торговой сети и т. п. Случались (правда, редко) нападения на кассиров в магазинах и даже инкассаторов, похищали наличные деньги. Но украсть безналичные деньги путем их конвертации в наличные было сложнее, чем ограбить Форт Нокс, где лежит золото из резерва США. Даже если какие-то мизерные "утечки" из контура безналичного обращения и происходили, у лиц, получивших наличность, не было никаких шансов приобрести на них средства производства. Барьер между безналичным и наличным контурами денежного обращения стал потихоньку размываться со второй половины 1960-х годов. Этому способствовала "реформа Косыгина-Либермана". Предприятия были ориентированы на прибыль как ключевой показатель. И им было разрешено переводить часть своей прибыли в фонды материального поощрения. Все это якобы должно было стимулировать трудовую активность и снижение себестоимости продукции, но произошло наоборот. Погоня за прибылью и получением дополнительной наличности привели к тому, что возник соблазн к наращиванию издержек и искусственному накручиванию валовых стоимостных показателей. А в ходе горбачевской "перестройки" плотина между двумя контурами денежного обращения была окончательно разрушена. Было легализовано обналичивание денег, находившихся на счетах государственных предприятий. Это стало главным источником первоначального накопления капитала для тех, кто позднее получил титул "новых русских" и "олигархов". Разрушение созданной в эпоху индустриализации двухконтурной системы денежного обращения нанесло серьёзный удар по советской экономике и способствовало развалу СССР. А её замена ну ту, которая существует сегодня, стало причиной тридцатилетнего экономического застоя Российской Федерации.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх