На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Закат Запада

В 2022 году исполняется сто лет со дня выхода в свет второго заключительного тома знаменитого труда немецкого философа Освальда Шпенглера, в русском переводе больше известного как «Закат Европы», хотя точнее бы было «Закат западного мира» (Der Untergang des Abendlandes). В свое время под свежим впечатлением от кровавых событий Первой мировой войны этот провидческий труд наделал немало шума.

Затем на Западе стали забывать о мрачных пророчествах...

В 2022 году исполняется сто лет со дня выхода в свет второго заключительного тома знаменитого труда немецкого философа Освальда Шпенглера, в русском переводе больше известного как "Закат Европы", хотя точнее бы было "Закат западного мира" (Der Untergang des Abendlandes). В свое время под свежим впечатлением от кровавых событий Первой мировой войны этот провидческий труд наделал немало шума. Затем на Западе стали забывать о мрачных пророчествах Шпенглера, якобы не выдержавших испытания временем. А зря. Империи не рушатся в одночасье. Агония их упадка может продолжаться от нескольких веков, как было с Римской империей, до нескольких десятилетий, как в случае с Германской империей. Что касается совокупного Запада, то понадобилось сто лет, чтобы с полной очевидностью можно было сказать: Шпенглер был прав. Гегемония Западного мира с неизбежностью подходит к концу. Это заметно невооруженным глазом в экономике, в политике, в военной области. Блоковая активность ведомого Соединенными Штатами НАТО в Европе и разного рода "скороспелок" типа AUKUS в других регионах – это не от силы, а от ослабления ядра, вынужденного во все большей мере полагаться на не слишком надежную периферию.
Сто лет спираль упадка западного мира раскручивалась медленно, чтобы быть заметной в пределах индивидуальной человеческой судьбы, но теперь она разворачивается с космической скоростью. Фауст подписывает кровью договор с Мефистофелем Причины упадка носят глубинный характер, на что обращал внимание еще Шпенглер. В своем труде он настаивал на отказе от евроцентричного взгляда на историю, особенно от разделения истории по линейному принципу "древняя – средневековая – современная". Согласно Шпенглеру, значимыми единицами истории являются не эпохи, а целые культуры, которые развиваются как организмы. Смысл истории состоит в том, что эти культуры соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга. Современную цивилизацию он называл "фаустовской" (из-за изначальной сделки с дьяволом? – Д.М.). На смену ей, по его мнению, должна прийти – "русско-сибирская". Сейчас бы мы сказали – евразийская. Пессимистический прогноз Шпенглера для Запада состоял в том, что его в ближайшее время ожидают упадок и гибель на фоне восхождения незападных народов. У нас наиболее выдающимся продолжателем такого подхода, без сомнения, является Л. Н. Гумилев с его "возрастами этносов". Примечательно, что внутренние признаки упадка Запада практически точно повторяют те явления, которыми сопровождалось крушение античного мира. Гедонизм, лицемерие, отрыв верхушки от низов, стремление переложить тяжелые трудовые и военные, обязанности на другие народы. Фарсовый характер выборов. Карнавализация всех основ политической жизни, когда на передний план выдвигаются клоуны, причем сразу и повсеместно. Это не может быть случайным. Представляющие один из "восходящих" этносов турки, в частности, отмечают вопиющее лицемерие Запада, поющего дифирамбы скончавшемуся М.С. Горбачеву за снятие "железного занавеса" в тот момент, когда сами "скорбящие" стремительно его опускают. Вся продвигаемая ныне тематика ЛГБТ также является выражением общего упадка. Западный человек как будто утратил волю и способность к продолжению жизни. Зато бьющую через край жизненную энергетику демонстрируют представители других народов, в том числе в рамках движения BLM. Не только в Америке сегодня Британская The Telegraph сокрушается: отход от западоцентричности в виде т.н. деколонизации "подрывает нашу культуру, сужает наши симпатии и сеет рознь. Из учебного процесса убирают Шекспира, Остина и Чосера; наша история превращается в летопись непрерывного насилия и порабощения; низвергаются с пьедестала Моцарт и Бетховен, превратившиеся в продукты эпохи рабства. Идеи Просвещения развенчивают и называют расистскими. Музейные богатства клеймят результатом "грабежа", хотя история их приобретений вполне невинна". Отметим, что отказ от идеалов Просвещения начался задолго до нынешних "чёрных погромов" и начался внутри самих западных обществ. Ну а упоминание о "невинности" приобретения музейных богатств звучит как издевательская насмешка. Не осталось ни одного порока, не прославленного Западом Итальянский философ Эцио Мауро (Ezio Mauro) пишет, что с падением Берлинской стены и СССР высокомерие победителей в конфликте XX века заставило Запад думать, что его ценности действительно граничат со всемогуществом, способны преодолеть любое сопротивление и стать универсальными, хотя результат оставался, по существу, столь опасно несовершенным, что казался навязанным извне. Сегодня западная цивилизация сводится к простому географическому наименованию, вдобавок лишившемуся своего Востока. "Путин, разумеется, воплощает новое имперское начало, но идеологическое противоречие разворачивается уже не с Москвой, потому что новый Восток – это Китай". А самая большая опасность для концепта западного мира заключается скорее в кризисе постмодерна, то есть в переходе от индустриального общества, основанного на территориальных и национальных категориях к наступлению современности, в которой меняется понятие труда, дематериализуется управление, прячется власть, исчезает взаимозависимость, растворяются преграды, нарушается система представительства, расширяется пространство конфликта. "В этой новейшей дыре в пространстве и времени рынок оказался шире суверенитета, страх стал сильнее правительства, неуверенность превалирует над свободой. На кону оказалась цивилизация, то есть нечто большее, чем партия власти". "Эпоха господства Запада в мире, продолжавшаяся около пяти веков, закончилась", – уверен обозреватель Le Figaro Николя Бавре. Виной тому не враждебные внешние силы, а переход к глобализованной экономике и отказ от собственных ценностей. Глобализация, казалось, ознаменовала триумф Запада, но на самом деле спровоцировала его упадок. Доля крупных развитых стран в мировом производстве сократилась с 45 до 30%, а экономический "центр тяжести" переместился в Азию. Геополитическая система стала многополярной, а лидерство США разрушилось сразу после того, как они сами сломали мировой порядок, установленный после 1945 года. "Запад потерял авторитет и продемонстрировал уязвимость, не справившись с системными рисками и потрясениями, характерными для XXI века", – подчёркивает Бавре. Обозреватель Le Figaro Себастьян Фалетти даже называет дату, когда начался "Век Азии" – 2020 год, связывая это с более успешным преодолением азиатскими странами последствий коронавирусной инфекции. Прихода "века Азии" ожидали у подножия сверкающих шанхайских небоскрёбов или в Сингапурском порту, но начало ему было положено "в мрачных больницах Ухани – промышленного "китайского Детройта", затерянного в самом сердце рисовых полей Срединной империи". Конечно, это была не причина "перехода лидерства", а следствие более эффективной модели управления. Но все же уместно отметить появление все большего количества доказательств того, что эпидемия была запущенна из американских лабораторий, видимо, в расчете на то, что она "Бичом Божьим" пройдется по густонаселенным азиатским странам. Получилось наоборот. Воистину не рой другому яму… Папа римский Франциск Недавнее интервью папы римского Франциска почти все почему-то однобоко оценили как благословение отправлять оружие Украине. На деле он сказал, что подобное решение "может быть морально приемлемым, если его принимают из нравственных соображений. Но оно может быть и морально неприемлемым, если цель – ещё больше разжечь войну, продать оружие или утилизировать ненужное. Мотив определяет, является ли действие морально допустимым или нет. Защищаться – не только законно, это ещё и проявление любви к родине. Война сама по себе – ошибка! Право на защиту – да, но пользоваться им нужно, когда это необходимо". С какой стороны находится Киев, понтифик конкретизировать не стал. Догадайтесь сами… По сути, папа Франциск не отказался от своих прежних обвинений НАТО в провоцировании конфликта на Украине, а лишь слегка завуалировал их. Именно к Западу, инспирирующему кризисы последнего времени, направлено его обращение: "И мы сейчас живём в такой обстановке: если нет войны, кажется, что и жизни нет!" Его вывод: "В данный момент Запад – не лучший пример для подражания, не невинное дитя. Запад пошёл по неправильному пути. Запад находится в упадке, он сдал…"
Ссылка на первоисточник
наверх